Прогулка по заводу Nokian в Санкт-Петербурге
Как думаете, где находится самая современная шинная фабрика в мире? Эксперты британского ресурса TyreReviews считают - у нас в России. Каковы их аргументы? Давайте посмотрим.
Сразу за городской чертой Санкт-Петербурга расположилась фабрика Nokian, новейшая в Европе на данный момент. Производство автоматизировано - при штате в 1000 человек конвейер ежедневно выпускает свыше 45000 покрышек. Для сравнения - в среднем на аналогичных предприятиях персонала больше в 3-4 раза.
Внутри фабрика поражает чистотой. Это удивительно, потому что в процессе создания автомобильных покрышек смешиваются, выпекаются, сжимаются, обжигаются, переплетаются и режутся весьма грязные ингредиенты - натуральный каучук, сажа и кремнезём.
Автоматическое производство - удивительное и непривычное зрелище. Деловито снуют туда-сюда самоходные вилочные погрузчики на лазерном управлении. Они сортируют поступившее сырьё на хранение; когда придёт черёд - везут материалы к миксерам для приготовления из них нужной резиносмеси. Всего задействовано 50 тележек. Перемещения в конвейерной цепи осуществляются огромными роботизированными руками. Некоторые из этих сложных машин разработаны совместно с Nokian Tyres, они не имеют аналогов в мире.
Материал, из которого делаются автомобильные покрышки, приготовить не так просто. Современная резиносмесь насчитывает до сотни различных компонентов. Их надо осторожно смешать при строго определённых интервалах температуры и давления, чтобы обеспечить идеальные физико-химические реакции. Полученный компаунд в виде резиновых листов скручивается в рулоны и отправляется на производство.
Сегодня тяжело себе представить покрышки без металлокорда. Стальной каркас - ключевой элемент структуры; он стабилизирует конструкцию, укрепляет боковины, позволяет плотно усаживать шину на диск и достойно переносить эксплуатационную нагрузку.
Стальные нити делятся на отрезки нужной длины и сжимаются под противоположными углами для максимальной прочности.
Внутренняя воздухонепроницаемая камера выдувается из бутилкаучука. Протектор и боковины выдавливаются экструзионным методом и состоят из 3-5 различных смесей. Все элементы постепенно соединяются между собой. Остов покрышки, боковины и бортовые кольца скрепляются с внутренней камерой при помощи каркаса, который состоит из двух слоёв стального корда, обмотанного непрерывным нейлоном. Последний штрих - внешний протектор. Примерно так выглядит изгототовление большинства "зелёных" шин.
Затем шина идёт в печь под высокое давление на 12 минут. Там формируется рисунок и вулканизируется резиносмесь. Неустойчивая многослойная конструкция превращается в целостное и мощное изделие, способное справиться с ежедневными испытаниями на дорогах.
Проверка - очень важный этап. На заводах Nokian независимо от уровня их автоматизации обязательно проводится ручной контроль качества. Инспектором может стать только тот сотрудник, который проработал на производстве как минимум год.
Одобренные инспекторами шины проходят окончательную проверку физических параметров на стенде, после чего маркируются и перемещаются на склад готовой продукции.
На каждом этапе производства отбираются образцы для отправки в лаборатории Nokian, где производится более тщательная проверка качества их изготовления.
Фабрика похожа на маленький город. На её территории есть банк, доктор и небольшая гимназия для изучения новых навыков. В уютной столовой пересекаются все сотрудники независимо от их должности, это объединяет коллектив и формирует благоприятный микроклимат.
После такой экскурсии нетрудно понять, почему Nokian Tyres - среди лучших в Европе. Уровень инвестиций и технологическое развитие обязывают к покорению новых вершин.