Шины и торможение
Купить хорошие шины или поставить мощные тормоза: что выбрать?
Торможение по сути это процесс гашения кинетической энергии движущегося автомобиля. Ключевую роль в этом играют конечно же шины. Именно шины являются связующим звеном между дорогой и самим автомобилем. Можно возразить, сказать, что автомобиль тормозит тормозными колодками, прижатыми к тормозному диску. На самом деле это не так. Объясняется это на простом примере: в случае блокировки колес тормозной путь автомобиля увеличивается на 10-20%. Если колеса заблокированы, то как автомобиль продолжает движение и более того, проходит больший путь?
Распределение ролей происходит следующим образом: тормозная система гасит кинетическую энергию движущегося автомобиля, преобразовывая ее в тепло. Качество торможения напрямую зависит от характеристик установленных шин: состава резины, типа протектора, сезонности шины, наличия или отсутствия шипов, температуры шины и окружающей среды. Чем лучше сцепление шины с дорогой, тем меньше вероятность блокировки колеса. Если колесо блокируется, энергия движения перестает утилизироваться на тормозном диске в виде тепла, а автомобиль продолжает движению юзом.
Таким образом получается, что
тормозной путь автомобиля напрямую зависит от качества шин и дорожного покрытия, но практически (с оговорками, о них ниже) не зависит от тормозной системы.Суть тормозов, как было сказано выше, проста: нужно преобразовать энергию движения в тепло. Учитывая, что тормоза рассчитываются с большими запасами по прочности, теплостойкости, теплопроводности, то можно утверждать, что как раз длина тормозного пути в минимальной степени зависит от тормозов. Конечно же мы говорим о исправных тормозах. Эти системы рассчитываются исходя из массы и максимальной скорости движения автомобиля. Когда масса машины превышает максимальную расчетную, когда колодки изношены или тормозной диск деформирован, тогда ситуация меняется. Следует всегда следить за их исправностью.
Важно знать, что чем качественнее шины (например, класса UHP – ultra high performance, сверхвысококачественные шины), тем большая нагрузка ложится на тормозные диски. Чем больше коэффициент сцепления шин, тем сложнее заблокировать колесо, тем короче тормозной путь и тем больше выделяется тепла на тормозных дисках.
Итак, одна из важнейших частей автомобиля с точки зрения безопасности – это хорошая, качественная летняя или зимняя резина. Не стоит экономить на своей безопасности, особенно если вы любитель динамичного вождения.
Однако и тут есть нюансы:
хорошие и качественные шины могут потребовать доработки тормозной системы! Но не наоборот!Нет никакого смысла дорабатывать тормоза, если не планируется установка дорогих и качественных (например, шин класса UHP - Continental CrossContact UHP).
Критерием правильного сочетания тормозной системы и шин является возможность тормозной системы заблокировать колеса, довести до срабатываения АБС. В этом случае мощность тормозной системы достаточна, чтобы выдержать возросшие нагрузки с установкой новой качественной резины.
Практический вывод можно сделать следующий: если у вас внедорожник, мощный седан, кроссовер - установка высококачественных шин не потребует доработки тормозной системы.