/ R  
/ R Задняя ось
Выбрать разноширокие шины
Сбросить фильтр
ET dia
ET dia
Задняя
ось
Выбрать разноразмерные диски
Сбросить фильтр

Библия автомобилиста: шины и литые диски

С чего начать?

Первым делом нужно подобрать легкосплавные диски. Обычные штампованные железяки - это прошлый век. Они тяжёлые, боятся ям, быстро ржавеют и не слишком радуют глаз. Современный уровень технологий и обтекаемый дизайн с броскими изгибами - более чем весомые причины для покупки современных колёс.

Кроме красоты, легкосплавные диски ощутимо лучше непосредственно в езде. На таких колёсах намного круче управляемость, динамика и торможение. Подвеска становится легче, если не летать по ямам - служит дольше. Насколько большая разница со штамповкой? Пробежите пару кругов на стадионе в кирзачах, после чего переобуйтесь в хорошие спортивные кроссовки. Ощущения примерно те же.

Если вы думаете, что легкосплавные диски - удовольствие дорогое, то это далеко не всегда так. Есть неплохие бренды по весьма заманчивой цене, например сибирские колёса СКАД или КиК.

Из чего сделаны легкосплавные диски?

Хоть их и называют в народе "титанками", но как раз титана тут немного, он скорее как присадка для большей прочности. Легкосплавные диски делают либо из магния, либо из алюминия. Магниевые колёса легче, жёстче и дороже, в продаже встречаются редко, их больше любят брать для гонок. На обычных автомобилях почти везде алюминий.

Литьё или ковка?

Легкосплавные диски бывают литыми и коваными. Чем они отличаются на практике? Разберём по пунктам. Сравнение будет исключительно между литьём и ковкой. Штампованные диски серьёзно уступают практически по всем статьям, кроме разве что сминаемости.

Технология

Литые диски отливаются в готовые формы на литейных машинах. Заготовки для кованых дисков штампуются под давлением при высокой температуре; процесс схож с ковкой, отсюда и название. В дальнейшем из отштампованных болванок вытачиваются колёсные диски.

Дизайн

Литой диск легко сделать весьма затейливым по рисунку - расплав занимает любую полость, которую для него подготовили. Сложная полость - сложный дизайн. Рисунок кованых дисков попроще - его вырезают из цельной отштампованной болванки, что существенно сужает художественные возможности. Хотя тут дело личного вкуса - классический рисунок ковки отлично подходит для большинства автомобилей.

Вес

Кованые колёса легче. Насколько - зависит от производителя. В среднем - на 20-30%.

Внутреннее строение

Литые диски имеют пористую структуру. Микропустоты - неизбежное следствие любого литья. При ковке металл более сбит, структура волокнистая.

Прочность

Литьё при ударе может дать трещину. Ковка намного прочнее, при ударе гнётся, её можно выровнять на обычном станке для прокатки стальных дисков. Хотя тут следует оговорить, что литые диски тоже бывают весьма крепкими - качественный сплав и рентгеноскопия помогают добиться результата.

Взаимодействие с подвеской

Литые диски более жёсткие, при ударе импульс передаётся на подвеску, так что на убитой дороге лучше водить аккуратно, если ходите продлить жизнь ходовой. Кованые диски пружинят, играют и гасят удар - при наличии соответствующих шин водить можно более расслабленно.

Цена

Тут однозначно - литьё дешевле. Фактически это - основное и весьма серьёзное преимущество литых колёс.

Промежуточные варианты

Некоторые фирмы ухитрились объединить ковку и литьё в одном флаконе. Например, составные колёса - кованый обод, литые спицы. Ещё есть технология flow forming - раскатка роликами литого обода. Такие варианты примерно посередине между коваными и литыми дисками как по качеству, так и по цене. Классикой подобных "гибридных" технологий стали немецкие диски BBS.

Количество болтов и шпилек

Как правило, колесо крепится на четыре или пять болтов. Есть более редкие варианты - три и шесть. Почему мы отдельно оговариваем этот вроде очевидный факт? Порой люди думают, что достаточно купить диск с логотипом своей марки авто, а всё остальное совпадёт. Естественно, это не так. Кроме того, на некоторых автомобилях есть дополнительные направляющие шпильки, например на отечественном ВАЗе. В этом случае нужно или искать модель со специальными отверстиями под направляющие, или гуглить на тематических форумах, можно ли спилить эти шпильки без риска печальных последствий.

PCD

Литой дискPCD, или Pitch Circle Diameter - это диаметр окружности, которая проведена через центры крепёжных отверстий (см. рисунок справа). Данный параметр весьма важен, потому что даже при совпадении количества болтов диск может не налезть на ступицу из-за несоответствия PCD посадочной площадке. Разница даже в долю миллиметра может сыграть роковую роль - диск установится, болты затянутся, но из-за неравномерного прижатия и неправильного угла колесо будет бить и может треснуть на полном ходу. PCD должен совпадать идеально точно. Этот параметр легко определить по маркировке: например, 5х112 значит, что колесный диск имеет 5 крепёжных отверстий, размещённых по окружности диаметром 112 мм.

Центральное отверстие

Есть два разных типа легкосплавных дисков: с центровкой по шпилькам и по ступице.

  • При первом варианте диск находит своё положение по мере затягивания болтов. Тут очень важно соблюдать очерёдность затяжки и внимательно следить, чтобы крепёжные отверстия не были разбиты - малейшее изменение их формы и диаметра может вызвать перекос при установке колеса.
  • При втором варианте на ступице есть центральная выступающая часть, образующая ось, вокруг которой вращается колесо. Размеры выступающей части ступицы и центрального отверстия диска должны совпадать точь-в-точь. Многие производители делают универсальные диски с центральным отверстием больше стандартного, в этом случае нужно специальное кольцо-переходник под конкретную марку авто. Не пугайтесь, если оно из пластика - на эту деталь нет особой нагрузки, она лишь направляет колесо при установке. Игнорировать переходное кольцо категорически противопоказано - колесо будет гулять по болтам и бить на скорости, что в лучшем случае раздолбит ступицу, в худшем - разрушит диск.

Вылет

Некоторые думают, будто этот параметр важен сугубо для эстетики. Однако тут есть куча серьёзных нюансов, которые нужно учесть, если желаете ездить безопасно и с комфортом. Ну и существует отнюдь не иллюзорная вероятность, что при плохом подборе вылета колесо упрётся в арку задолго до контакта со ступицей.

Что такое вылет?

Перед тем как понять, что такое вылет, нужно чётко уяснить два важных термина.

  • центральная плоскость диска - воображаемая плоскость, разделяющая диск пополам ровно посередине обода
  • плоскость прилегания - плоскость, которой диск садится на ступицу, т.е. посадочная поверхность с крепёжными отверстиями

Расстояние между между плоскостью прилегания диска к ступице и центральной плоскостью - это и есть вылет. Он бывает положительным, отрицательным и нулевым. Обозначение вылета на маркировке диска - ЕТ.

Литые диски: вылетПри положительном вылете плоскость прилегания дальше от кузова, чем центральная плоскость. В результате получается, что диск садится в арку глубже, т.е. колесо утапливается в корпус. Положительный вылет встречается чаще всего.

Колесо с отрицательным вылетом, наоборот, выступает за корпус машины, потому что плоскость прилегания залегает глубоко, диск выносится наружу. Диски с отрицательным вылетом популярны среди любителей бездорожья.

Нулевой вылет означает, что плоскость прилегания и центральная плоскость диска совпадают.

Следует понимать, что в большинстве случаев кузов проектируется под определённый вылет, который бывает нулевым очень редко. Если вы хотите утопить или вынести колесо - считайте вылет не от нуля, а от цифры, которая стоит на стоковом диске. Например, если штатный вылет равен 40 мм, то при ЕТ35 диск будет более выступать, при ЕТ45 - более утоплен в арку.

На что влияет вылет?

От вылета в первую очередь зависит поведение колёс при повороте руля. Если вылет неправильный - автомобиль может рыскать на дороге, возникнет необходимость постоянно подруливать и есть неплохие шансы получить бонус в виде постоянной вибрации. Почему так - попробуем разъяснить.

Передние колёса могут вращаться вокруг двух осей:

  • вращение вокруг собственной оси, которой де-факто является ступица, даёт нам движение вперёд или назад
  • вращение вокруг вертикальной оси - это повороты колеса вправо-влево

что такое плечо обкатаФизически при повороте руля колесо кружится вокруг оси, проходящей через верхнюю опору (см. рисунок слева). Расстояние между центром контактного пятна и точкой, где эта опорная ось пересекается с дорогой, называется плечом обката. Плечо обката напрямую зависит от вылета диска. Как это влияет на вождение - рассмотрим детальнее.

На рисунке “а” показано колесо с отрицательным вылетом. Встречается ошибочное мнение, будто большое плечо обката даёт плюс в плане лёгкости руления, потому что при повороте колесо не упирается в дорогу всей массой автомобиля и объезжает центр тяжести по кругу. Однако на деле удлинняется рычаг со стороны колеса и для поворота нужно намного более существенное рулевое усилие. Фактически единственный бонус - устойчивость на идеально ровном треке и в условиях бездорожья на поверхности с боковым креном. Кроме того, из-за того, что колесо гуляет свободно - на него влияет не только руль, но и любая внешняя сила. Объясним на живом примере. Допустим, вы едете одной стороной по асфальту, другой по обочине. Обочина выступает в роли внешней силы. Она оказывает сопротивление и сдвигает колесо. Чтобы понять, куда будет отклонение, представьте себе, что вы стоите лицом к сильному ветру, ухватившись одной рукой за выступ в стене. Ваше тело - это колесо, выступ - опорная ось. Ветер будет разворачивать вас лицом наружу и спиной к стене. Точно также обочина будет стремиться развернуть колесо передней частью наружу, задней внутрь. Если расслабите руки на руле - автомобиль снесёт к обочине. Аналогичная картина будет при любом другом варианте внешней силы, в роли которой могут выступать неровности, асфальтная колея или лужи. При таком плече обката нужно постоянно подруливать и быть начеку, что довольно таки омрачает удовольствие от езды.

На рисунке “б” вылет положительный. В этом случае плечо обката действует в обратном направлении. Внешняя сила будет толкать переднюю часть колеса внутрь автомобиля. Например, если правые колёса катятся по грунту, а левые по асфальту - автомобиль будет отклоняться влево.

Чаще всего разработчики автомобилей подбирают вылет колёс таким образом, чтобы опорная ось была поближе к центру контактного пятна. Это - штатный вылет. Если мы хотим уменьшить или увеличить вылет - мы говорим об изменениях относительно штатного вылета, а не нулевого, как на картинках выше. На практике  можно без последствий изменить вылет на 5-7 мм в ту или иную сторону, однако если желаете немного утопить колесо - не забудьте учесть расстояние до элементов подвески и тормозных саппортов.

Как уменьшить или увеличить вылет

Теперь - главный момент, в котором все путаются.

  • если мы хотим уменьшить вылет, т.е. утопить колесо в арку - нужно увеличить значение вылета, прибавив к штатному; например, было 45 - сделать 50; другими словами - чем больше цифра, тем более колесо утапливается
  • если мы увеличиваем вылет - нужно уменьшить его значение; если было 45 - сделать 40; чем меньше цифра - тем более колесо выступает из арки

Ещё раз напоминаем, что при изменении вылета пляшем не от нуля, а от штатного вылета.

Влияние вылета на подвеску

Представим себе, что подвеска - это рычаг, на который давит дорога через колесо. Если мы расставляем шире колёса - рычаг легче "заламывается", т.е. чтобы остаться целым, он вынужден терпеть более серьёзные нагрузки и, соответственно, изнашивается быстрее. Например, если мы выносим диски наружу на 50 мм - нагрузка на подшипник ступицы возрастает в полтора раза. Как видим - красота требует жертв.

Маркировка вылета

Обозначение вылета - ЕТ. Например, 5х112 ЕТ35 значит, что колесо имеет 5 отверстий на окружности 112 мм с вылетом 35 мм. Выбитое на диске обозначение вылета может сопровождаться словом offset.

Ширина, диаметр, профиль

Ширина и диаметр диска

фото параметры колеса

Как видно из рисунка справа, ширина колёсного диска - это расстояние между внутренними стенками бортиков. Диаметр - наибольшее расстояние между краями обода. При маркировке ширина и диаметр указываются в дюймах. Например, 8х16 - ширина диска 8 дюймов, диаметр 16.

Как правило, в первую очередь смотрят на диаметр, поэтому в каталогах вы чаще встретите обозначения типа R16, где указан только он. Ширина диска имеет значение при подборе шины, об этом чуть ниже.

Из-за буквы R диаметр порой ошибочно называют радиусом, на деле буква обозначает тип корда - радиальный или диагональный. Когда-то это отличие было весьма актуальным, нынче же радиальные шины уверенно доминируют на рынке. Диагональный корд востребован лишь там, где важна повышенная прочность, например на экстремальной грязевой резине.

Внешний диаметр колеса

Спидометр считает обороты колеса. Длина окружности, как мы знаем из школьной формулы l=2пr, напрямую зависит от её диаметра, так что если увеличить диаметр колеса - спидометр начнёт врать. Аналогичная история со счётчиком километража. Кроме того, двигатель, подвеска и электроника автомобиля всегда заточены на строго определённый внешний диаметр, так что в подавляющем большинстве случаев его менять не стоит. Если же у вас есть очень веская причина поставить колёса побольше, например, для увеличения проходимости сурового джипа - нужно весьма тщательно взвесить все за и против, предварительно посоветовавшись со специалистами.

Профиль шины

Профиль (серия) шины - это процентное соотношение её ширины и реальной высоты.

Маркировка ширины и профиля имеет на первый взгляд странный вид - ширина указывается в миллиметрах, профиль (высота) - в процентах от ширины. Например, 205/50 R16 - это шина с шириной 205 мм. Реальная высота её будет 50% от 205, т.е. 102,5 мм; диаметр - 16 дюймов. Почему обозначается именно так? Очень просто - можно с первого взгляда определить тип шины по профилю:

  • 70 и больше - обычный (высокий) профиль
  • 50-65 - низкий профиль
  • менее 50 - сверхнизкий профиль

О нюансах с процентами нужно помнить ещё и затем, чтобы не попасть впросак при желании поставить более широкие колёса. Например, шина 225/50 будет на 10 мм выше, чем 205/50.

Как определить реальные габариты колеса?

Допустим, вы хотите что-то нестандартное. Как проверить, не упрётся ли колесо в саппорт или подкрыльники? Можно вооружиться логарифмической линейкой, выпить литр кофе и нырнуть в сложные расчёты с головой. А можно сделать всё очень быстро и просто при помощи нашего шинного калькулятора.

Соотношение ширины диска и шины

Очень важный момент, влияющий на комфорт и безопасность езды. Если обод слишком узкий - шина будет чересчур сжата, из-за чего протектор станет более выпуклым, что приведёт к неравномерному износу и ухудшению сцепки. Если обод слишком широкий - шина приляжет неплотно, будет терять давление и может разбортироваться на высокой скорости.

  • при профиле выше 50 ширина диска должна составлять 70% от ширины шины с округлением до 0,5 дюйма; дюйм - 25,5 мм
  • при профиле 45 и ниже ширина диска должна составлять 85% от ширины шины

Например,  мы хотим узнать оптимальную ширину колёсного диска для шины 255/50. Переводим 255 мм в дюймы - получится 10; 70% от 10 - это 7. Нам нужен диск с шириной 7 дюймов.

Если мы желаем узнать ширину диска для шины 225/45 - берём 85% от 8,8 дюймов. Получится 7,5.

Указанные нами формулы дают среднее значение требуемого параметра. Весь диапазон допустимых значений ширины диска легко определяется на упомянутой страничке с шинным калькулятором.

Почему низкий профиль надо ставить на более широкие диски? Тут сказывается специфика конструкции низкопрофильных покрышек - короткие и жёсткие боковины. Менее гибкая шина хуже адаптируется к ширине диска.

Как увеличить диск без изменения внешнего диаметра колеса?

Чем больше диск - тем круче вид. Кроме того, низкопрофильные шины повышают управляемость и остроту руля, улучшают динамику и стабилизируют торможение. Увеличить диаметр диска и снизить профиль - вполне понятное желание многих автовладельцев. Как сделать апгрейд без последствий для внешнего диаметра? Есть простое правило.

Правило "плюс один"

Соотношение толщины профиля шины и диаметра колесного дискаПри увеличении диаметра диска на 1 дюйм увеличиваем ширину шины на 20 мм и снижаем профиль на 10 единиц.

Допустим, ваши старые колеса имеют размерность 205/55 R16. Вы хотите поставить диски R17. Новый размер шины:

  • ширина: 205+20=225
  • профиль: 55-10=45

Итак, нам нужна резина 225/45 R17.

Если остались вопросы - с удовольствием ответим по телефону +7 (495) 646-06-73 с 9:00 до 19:00 по рабочим дням.