/ R  
/ R Задняя ось
Выбрать разноширокие шины
Сбросить фильтр
ET dia
ET dia
Задняя
ось
Выбрать разноразмерные диски
Сбросить фильтр

Библия автомобилиста: шины и литые диски

Отлично, вы наконец-то решились заменить колеса на вашей машине. В этой статье мы обратим внимание на многие важные аспекты подбора новых колес.
Выбор нужно начать с литых дисков. Подобрав правильные параметры, можно будет сосредоточиться на поиске оптимальных шин для вашего климата и стиля вождения.
Начнем с основных параметров колеса.

Количество болтов или шпилек
  Не стоит и говорить, что невозможно поставить литые диски с четырьмя отверстиями на автомобиль с пятью шпильками. Это очевидное на первый взгляд правило часто не принимается во внимание покупателями. Покупая литой диск с логотипом Toyota, покупатели бывают уверены, что он подходит на любой автомобиль этой марки.

PCDЛитой диск
Знание количества необходимых крепежных отверстий на вашем диске не означает, что на ваш автомобиль подходит любой из них. Центры отверстий располагаются на воображаемом круге, диаметр которого может существенно отличаться для разных моделей авто. На рисунке красным обозначена эта воображаемая окружность. Если количество болтов совпадает, но диаметр их размещения - нет, то диск не может быть установлен на автомобиль. В некоторых случаях этот параметр отличается весьма незначительно. Например, 98 и 100 мм, 114,3 и 115 мм. Ошибка может обнаружиться уже после того, как литой диск установлен на автомобиль и болты затянуты. Движение на таких колесах категорически запрещается, так как оно может привести к разрушению диска. По маркировке параметров диска можно легко определить этот параметр: 5х112 означает, что колесный диск имеет 5 крепежных отверстий с размещением на окружности диаметром 112 мм.

Центральное отверстие
Существует два разных типа литых дисков: с центровкой по ступице и центровкой по шпилькам. В первом случае центровка производится по центральному отверстию до затяжения болтов или гаек. Выступающая часть ступицы автомобиля выступает в роли базовой оси, вокруг которой вращается колесо. Но часто универсальные колесные диски имеют центральное отверстие больше, чем выступающая часть ступицы. В этом случае необходимо переходное кольцо. Как правило это металлическое или пластиковое колечко, которое уменьшает диаметр отверстия до необходимого и позволяет с легкостью центровать диск.

В некоторых моделях автомобилей выступающая часть ступицы отсутствует. В этом случае колесо центрируется по мере затягивания болтов.

Вылет
Это очень важный параметр. Проигнорируйте его и можно получить кучу проблем, из которых самой незначительной окажется то, что колесо просто не встанет на автомобиль. Но вернемся к вопросу, что же это такое - вылет.

Литые диски: вылетЭто расстояние между между плоскостью прилегания диска к ступице и центральной плоскостью. Центральная плоскость - это воображаемая плоскость, которая как бы делит колесный диск на две половины вдоль обода. Вылет может быть положительным, отрицательным и нулевым. Этот параметр существенно влияет на работу подвески и курсовую устойчивость автомобиля. Чувствительность руля может стать очень низкой, а может наоборот - высокой. На колесах с неправильным вылетом автомобиль может рыскать на дороге, появится необходимость постоянно подруливать, может появиться постоянная вибрация. Прежде, чем объяснить как именно и почему этот параметр имеет такое значение, нужно до конца прояснить как он определяется.

Итак, колесо с положительным значением вылета УТАПЛИВАЕТСЯ в корпус автомобиля. Колесо с отрицательным вылетом, наоборот, выступает за корпус машины.

Теперь вернемся к вопросу о том, как же все-таки вылет влияет на поведение автомобиля. Самое главное, на что влияет это параметр - это плечо обката.

Переднее колесо автомобиля вращается в двух плоскостях: в вертикальной - это приводит к перемещению автомобиля по прямой и в горизонтальной, когда вы поворачиваете. Если в вертикальной плоскости колесо вращается вокруг своей оси и здесь все просто, то в горизонтальной плоскости дела обстоят несколько иначе. Колесо вращается вокруг вертикальной оси, которая находится вне колеса. При повороте руля переднее колесо описывает окружность вокруг оси, проходящей через верхнюю опору.

На рисунке “а” показано колесо с отрицательным вылетом. Как видно, в этом случае при воздействии на колесо встречной силы, направленной против направления движения автомобиля, автомобиль будет стремиться отклониться в сторону колеса, на которое воздействует эта сила . Это приводит к тому, что из-за неровностей на дороге возникает необходимость постоянно подруливать. Если автомобиль будет ехать одной стороной по асфальту, а другой по обочине, то он будет отклоняться в сторону обочины из-за большего сопротивления грунта.

На рисунке “б” вылет колеса положительный. В этом случае плечо обката действует в обратном направлении и колеса автомобиля будут поворачиваться в противоположную сторону. Например, если правые колеса автомобиля катятся по грунту, а левые по асфальту, то автомобиль будет отклоняться влево.

Следует отметить, что разработчики автомобилей подбирают вылет колес таким образом, чтобы ось поворота рулевых колес пересекалась с поверхностью колеса ровно по окружности, образованной пересечением протектора шины и центральной плоскости диска. Это штатный вылет. Когда мы говорим о уменьшении и увеличении вылета, мы говорим о изменениях относительно штатного вылета, а не нулевого, как показано на примере.

На практике (при одном и том же размере колесного диска и шины) можно без последствий увеличивать вылет на 5-7 мм относительно штатного и уменьшать на те же 5-7 мм, но учитывая расстояние до элементов подвески и тормозной системы колеса. Например, у некоторых моделей Honda штатный вылет равен 45 мм. Уменьшив вылет на 5 мм мы получим новый вылет 50 мм. Иначе говоря, ПРИБАВЛЯЯ 5 миллиметров, мы УМЕНЬШАЕМ вылет, а не увеличиваем!

Помимо плеча обката, изменение вылета влияет на другие элементы автомобиля. Существует примерное соотношение, хорошо показывающее насколько меняется нагрузка на ступицу. При увеличении вылета на 50 мм нагрузка на подшипник ступицы возрастает в 1,5 раза. 

Обозначение вылета - ЕТ. Например, 5х112 ЕТ35 означает, что колесо имеет 5 отверстий на окружности 112 мм с вылетом 35 мм. Выбитое на самом колесном диске обозначение вылета может сопровождаться словом offset.

Ширина и диаметр колесного диска
Ширина колесного диска определяется между внутренними стенками бортиков и измеряется в дюймах. Например, 8х16 означает, что ширина обода диска 8 дюймов, а его диаметр - 16 дюймов. Важно помнить, что нельзя подбирать шины с той же шириной, что и диск. Ниже мы более подробно рассмотрим этот аспект.

Внешний диаметр колеса
Спидометр автомобиля считает обороты колеса. Для расчета скорости и пройденного пути в нем зафиксирована длина окружности колеса, поэтому важно при замене колес сохранять внешний диаметр прежним. Кроме того, двигатель и другие системы автомобиля рассчитаны на определенный диаметр колеса, поэтому изменение внешнего диаметра оказывает влияние не только на показания спидометра и одометра автомобиля.

Соотношение ширин колесного диска/шины
Профиль шины (или серия), который обычно выражается двузначным числом - это соотношение ширины шины и высоты профиля в мм. Например, шина размерностью 205/50 R16 имеет высоту профиля 50%. Это значит, что толщина профиля в миллиметрах 205*0,5=102,5 мм. Ширина шины указывается явным образом и выражает ее максимальную ширину в миллиметрах.

Очень важно правильное соотношение между шириной шины, ее профилем и шириной диска. Если ширина обода слишком мала, смонтированная на таком ободе шина будет слишком сжата, что приведет к неравномерному износу протектора и ухудшению сцепления. Если ширина обода слишком большая, возникает опасность потери давления и расбортировки шины на высоких скоростях.

Для шин с профилем 50 или больше оптимальная ширина диска должна составлять 70% от ширины, округленная до 0,5 дюйма.

Например, оптимальная ширина колесного диска для шины 255/50 R16 с шириной в 10 дюймов (1 дюйм равен 25,4 мм) составляет 7 дюймов.

Для 45-ой серии и ниже ширина диска должна составлять 85% от ширины шины. Например, оптимальная ширина обода колесного диска для шины 225/45 R17 составляет 7,5 дюймов.

Почему же чем ниже профиль, тем шире должен быть колесный диск при одинаковой ширине шины? Это связано с тем, что шины с более низким профилем имеют более короткие и жесткие боковины и, тем самым, обладают меньшей гибкостью для адаптации под ширину колесного диска. Оптимальная ширина обода диска - это только среднее значение. Весь диапазон значений ширины диска для того или иного типоразмера шины можно определить воспользовавшись шинным калькулятором на нашем сайте.

Соотношение толщины профиля шины и диаметра колесного дискаПравило “Плюс один”
Колесные диски большего диаметра хорошо улучшают внешний вид автомобиля. Шины с низким профилем делают автомобиль более отзывчивым на управление, руль становится более “четким”, улучшается динамика авто. Неудивительно, что многие автовладельцы задаются целью увеличить диаметр колесного диска и поставить низкопрофильные шины. Существует простое правило, согласно которому можно определить новую размерность шины, сохранив внешний диаметр прежним.

“Плюс один” - это правило, которое описывает правильное увеличение размерности шины с учетом изменения диаметра колесного диска на 1 дюйм.

Правило очень простое:
1. Увеличиваем диаметр колесного диска на 1 дюйм
2. Увеличиваем ширину шины на 20 мм
3. Уменьшаем высоту профиля на 10 единиц

Допустим, ваши старые колеса имеют размерность 205/55 R16. Вы хотите поставить колесные диски больше на 1 дюйм. В этом случае новый размер шины при сохранении внешнего диаметра колеса будет 205+20 / 55-10 R16+1 = 225/45 R17.